Сахарно-энергетическая промышленность Бразилии

Сахарно-энергетическая промышленность Бразилии

Не будет преувеличением сказать, что история Бразилии началась с сахара. Сахарный тростник перерабатывали на небольших заводах еще полтысячи лет назад. С тех пор производство только росло, и теперь Бразилия использует сахарный тростник не только для пищевой промышленности, но даже для создания биоэтанола – топлива для машин и самолетов. Сегодня эта страна является лидером в мире по производству сахара, собирая почти 700 миллионов тонн тростника ежегодно. (Из одной тонны тростника можно сделать около 140 кг сахара или 70 литров биоэтанола.) Даже Россия активно закупает сахар у Бразилии, занимая почти 3% всего экспорта этого продукта из страны.

Удивительно, но изначально сахарного тростника в стране не было вообще. Его сюда привез один из колонистов в 1532 году. Практически сразу же было наложено производство на небольших фабриках, а затем и отправка сахара на экспорт. Это очень помогло колонии как в финансовом плане, так и в социальном, предоставив множество новых рабочих мест.

На сегодняшний день в Бразилии работают почти 400 фабрик по переработке сахарного тростника. Большую часть создаваемого сахара бразильцы отправляют на экспорт, в то время как на внутреннем рынке повышенный спрос имеет более дешевый пудрообразный сахар.

Плантация сахарного тростника в Бразилии
Плантация сахарного тростника в Бразилии

Как уже было сказано ранее, из тростника в этой стране делают не только сахар, но и биоэтанол. Бразилия уже давно занимается использованием возобновляемых источников энергии, к чему проявили интерес и другие государства. Во всем мире пользуются большой популярностью бразильские системы «флекс», которые могут работать как на обычном бензине, так и на разных вариантах этанола. Бразильцы даже создали небольшой самолет под названием «Ипанема», работающий на этаноле, который быстро стал популярен в сельскохозяйственной отрасли страны.

Первые попытки создания нового топлива произошли еще в 20-ых годах прошлого века, когда бразильцы решили добавить в привезенный бензин этиловый спирт, сделанный из сахарного тростника. Эксперимент не сразу оказался успешным, но постепенно нужную формулу все-таки вывели, и в 1937 году сам президент Жетулиу Варгас разрешил использовать в стране транспорт, работающий на этаноле. Нефтяной кризис семидесятых годов лишь укрепил позиции технического спирта в качестве топлива внутри страны. Автомобилей, использующих его было так много, что на улицах бразильских городов постоянно пахло спиртом.

Так как бразильская почва и климат идеально подходят выращивания сахарного тростника, правительство стало увеличивать его масштабы, чтобы производить больше биоэтанола на экспорт. Бразильское тростниковое топливо не только качественное и экологичное, но еще и дешевое, так как требует меньше затрат времени и рабочей силы, чем этанол, создаваемый из других культур.

Сельскохозяйственный самолет «Ипанема», работающий на стопроцентном этаноле.
Бразильский сельскохозяйственный самолет «Ипанема», работающий на стопроцентном этаноле.

Экспорт биоэтанола и биодизеля полностью окупает затраты на их создание и приносит в бюджет страны немалые деньги, которые тратятся на борьбу с бедностью и прочие важные проблемы. Самой Бразилии для этого не нужно становиться «этаноловой» страной, так как под тростник для его производства отведено всего 5% всей доступной сельскохозяйственной площади, чего вполне хватает. Самой крупной отраслью промышленности в Бразилии все еще остается пищевая. Она даже входит в тройку мировых лидеров по производству продовольствия.

Биоэтанол также помогает сохранять экологию Бразилии, так как без него стране понадобилось бы вдвое больше обычного топлива, чем она использует сейчас. Более того, эксперты из ООН подсчитали, что производство этанола из тростника наносит гораздо меньший вред экологии, чем создание его же из кукурузы. Таким образом, миллион литров этанола, экспортируемых Бразилией каждый год, помогают планете избавиться от почти трех миллионов тонн вредных выбросов в атмосферу.