Зарождение и развитие бразильского автопрома

Зарождение и развитие бразильского автопрома

С тех пор как в прошлом веке первые автомобильные компании появились в Бразилии, машины стали важнейшим атрибутом жизни почти каждого местного жителя. Самый первый автомобиль, работающий на двигателе внутреннего сгорания, прибыл сюда еще в конце девятнадцатого века. Это был уже тогда известный на весь мир Peugeot Type 3, который в Бразилию привез знаменитый изобретатель Альберто Сантос-Дюмон. Немного позже из-за океана прибыло еще несколько автомобилей, и все они колесили по Сан-Паулу. Затем машины добрались и до Рио, где первым автомобилистом стал журналист Жозе ду Патросиниу. Вплоть до 1903 года на машинах не было номеров, и первым счастливчиком стал бизнесмен Франческо Матараццо.

С того времени в Бразилии началось активное развитие автомобилестроения, чтобы каждую новую машину не пришлось снова везти из-за океана. В этой статье вы узнаете о том, как зарождался и развивался бразильский автопром, и что он может предложить покупателям сегодня.

Первые автомобильные заводы в Бразилии

Первые автомобильные заводы в стране принадлежали американским компаниям Ford и General Motors, расположившихся в Сан-Паулу. Ford был пионером, открыв свою фабрику в 1919 году, на которой производился культовый Model T. Его рычаги газа и зажигания напоминали бразильцам усы, поэтому автомобиль так и прозвали – Ford Bigode. Шесть лет спустя в Бразилии появилась еще и GM, и сразу после этого количество машин на улицах начало стремительно расти. Примерно в то же время построили первую заасфальтированную автомобильную магистраль, ведущую из Рио в Петрополис. Таким образом, за первые 20 лет продаж в штате Сан-Паулу были реализованы 43 тысячи машин.

Салон General Motors в Сан-Паулу, 30-е годы
Салон General Motors в Сан-Паулу, 30-е годы

Развитие автомобильной промышленности

Ближе к середине века по городам Бразилии ездили не только американские, но и европейские автомобили. Однако подавляющее большинство из них было произведено еще в тридцатые. За годы Второй мировой войны в стране появилось множество новых заводов, производивших запчасти. По окончанию военных действий с помощью иностранных поставщиков их адаптировали под производство гражданских автомобилей.

Вплоть до середины пятидесятых годов бразильские заводы собирали только зарубежные модели, своих же никто не делал. Однако с появлением у власти президента Жетулиу Варгаса все изменилось, так как он открыл в штате Рио-де-Жанейро два новых крупных предприятия, одно из которых занималось металлургической промышленностью, а другое – автомобильной.

Бразильское правительство в то же время пыталось ограничить импорт американских машин и запчастей в страну, чем воспользовались европейские компании, сумевшие закрепиться на рынках. Поэтому автомобили из Европы стали появляться на улицах городов не реже, чем из Америки.

Новый президент Жуселину Кубичек в середине пятидесятых призвал правительство начать создавать собственные автомобили. Для этого он создал специальную исполнительную группу автопромышленности, главой которой назначил адмирала Лусиу Мейру. На тот момент в Бразилии уже было около 800 000 автомобилей, и спрос только продолжал расти, поэтому данная инициатива была вполне уместной.

Национализация производств была одной из основных идей правления Кубичека. Еще перед выборами он пообещал за пять лет достигнуть такого же большого прогресса, который происходил на протяжении последнего полувека. Поэтому неудивительно, что главными отраслями в стране стали транспорт и промышленность.

Первый действительно бразильский автомобиль появился в 1956 году. Его сделала местная компания Romi, ранее специализировавшаяся на создании сельскохозяйственного оборудования. Это была машина малого сегмента, названная Romi Isetta, которая создавалась на основе одноименной модели BMW. Автомобиль имел весьма необычную для наших дней конструкцию с одной дверью спереди и приводился в движение небольшим двигателем, больше похожим на мотоциклетный. За Romi последовали и другие компании, такие как FNM и Vemag, выпустившие свои лицензионные копии автомобилей из Европы и Америки.

Romi-Isetta, модель 1959 года
Romi-Isetta, модель 1959 года

В 1953 году правительство полностью запретило не только ввоз запчастей, но и самих автомобилей. Под раздачу попали Volkswagen, Mercedes и Willys-Overland, чьи заводы стали собственностью Бразилии. Национальный автопром стал укрепляться и менее чем за десять лет около 90% всех грузовых авто и внедорожников, продаваемых в стране, состояли исключительно из компонентов, созданных здесь же.

Наконец-то бразильские автопроизводители стали делать современные машины, а не отстающие на 20 лет модели. Правительство смогло обеспечить граждан автомобилями, соответствующими их потребностям.

Современный бразильский автопром

В девяностые годы бразильский рынок снова открылся для компаний из других стран, поэтому количество импортных автомобилей стало резко расти. За тридцать лет доля национального производства на автомобильном рынке в Бразилии сократилась с 75% до 40%.

На данный момент в стране официально продают свои машины более 20 брендов и работают около 65 заводов, производящих в сумме 4,5 миллиона экземпляров ежегодно. Также почти 20% всей произведенных товаров отправляются на продажу в другие страны.

Приложение Meu Volkswagen
Приложение Meu Volkswagen

В 2021 году Ford, самый старейший автопроизводитель на территории Бразилии, прекратил работу своих фабрик в стране, а Mercedes-Benz выставил свой уже неработающий завод на продажу. Однако уход одних компаний означает приход других. Например, французская Renault инвестировала в автомобильную промышленность страны более 1,1 млрд реалов. Также BMW собирается вложить около полумиллиарда реалов в создание своих моделей X3 и X4 на территории Бразилии. А концерн Volkswagen собирается до 2026 года потратить около 7 миллиардов на создание своих автомобилей в Латинской Америке, по большей части в Бразилии и Аргентине. Это означает, что помимо моделей самого VW, в Бразилии могут появиться и другие бренды Volkswagen Group: Skoda, Audi, Seat, Bentley и т.д.