Бразильская школа, где нет уроков и учителей

Бразильская школа, где нет уроков и учителей

Наверное, каждый из нас в детстве мечтал учиться в школе, где нет уроков, оценок, учителей, сложных экзаменов, домашних заданий, классов, кабинетов и всей той школьной рутины, к которой мы привыкли. Детям такая идея точно покажется заманчивой, а вот взрослым – скорее дикой. Бразильский бизнесмен Рикардо Семлер не относится к этому типу взрослых, потому что он создал именно такую школу, которая получила название Lumiar. В этой статье вы узнаете о том, как она работает и, возможно, даже поменяете свое мнение об образовании детей в целом.

Предыстория

Рикардо Семлер – успешный бизнесмен из Бразилии (в прошлом дважды бизнесмен года Латинской Америки) и автор нескольких книг. Если вы интересуетесь темой бизнеса и финансов, можете знать его самую популярную книгу «Маверик. История успеха самой необычной компании в мире». Она вышла в 1993 году, и уже в ней Семлер описывал компанию без должностей, бизнес-планов, графиков и т.д. И подробно рассказал, как все это вообще работает. История полностью реальная, так как именно таким образом Рикардо «возродил» затухающий семейный бизнес и сделал из него самую необычную в мире компанию. Книга вышла в СНГ (и пользовалась большим успехом, стоит отметить), поэтому она официально переведена на русский, и купить ее можно до сих пор. Рекомендуем ознакомиться.

Рикардо Семлер
Рикардо Семлер

Но сейчас мы поговорим не о бизнесе Семлера, а о другом, не менее интересном и необычном его детище – школе Lumiar. Сегодня это целая сеть, состоящая из восьми школ, две из которых даже открыты за пределами Бразилии, в Великобритании. Первая появилась в далеком 2003 году. На тот момент Рикардо уже около двадцати лет занимался семейным бизнесом, компанией Semco (о которой и написана та знаменитая книга). У него было достаточно времени, чтобы проверить, насколько эффективной может быть компания без должностей и руководства. И, поняв, что это действительно работает, бизнесмен решил сделать то же самое, но в воспитании детей.

Школа Lumiar в Сан-Паулу
Школа Lumiar в Сан-Паулу

Он открыл школу, в которую принимались дети от новорожденного до 14-летнего возраста. Основной идеей такого учреждения было получение знаний не из книжек, а на практике, которая пригодится детям в реальной жизни. Также все учащиеся несут личную и коллективную ответственность за все выполняемые проекты. Но не перед учителем, а перед другими учениками. Сложно назвать их одноклассниками, ведь никаких классов здесь нет совсем.

Бразильская школа Lumiar
Бразильская школа Lumiar

Не учитель, а мастер

Как утверждает Семлер, профессия учителя сегодня совсем себя изжила, потому что интернет всегда будет знать больше, чем любой учитель. И любой интересующий вас вопрос вы можете в любое время задать Гуглу. Поэтому в Lumiar работают немного другие наставники:

  • Тьютор. Этот человек заботится не об обучении ребенка, а о его самочувствии, самопознании, развитии. Он интересуется его настроением, новостям из его жизни, школьными делами и всем, чем ему хотелось бы поделиться. Также он помогает детям познавать окружающий мир, решать насущные проблемы, справляться с трудностями. Он отвечает на простые житейские вопросы детей или помогает им найти ответы самостоятельно.
  • Мастер. Он уже больше похож на стандартного преподавателя, но помогает ученикам получать знания из конкретных интересующих их областей, а потом вместе с ними создает различные проекты, которые также приближены к реальной жизни. Мастерами школы Lumiar могут стать практически любые люди, даже без педагогического образования. Главное, чтобы у них были соответствующие знания и, конечно же, желание работать. При этом неважно, молодые они или уже находятся на пенсии. Если они хотят работать с детьми и имеют для этого свободное время, то вполне могут попасть в Lumiar.
Не учитель, а мастер
Не учитель, а мастер

Не классы, а группы

С первого взгляда может показаться, что группы – то же самое, что привычные нам классы. Но на самом деле это не так. В Lumiar дети делятся не по возрасту, а по интересам. В одной группе могут оказаться ученики разных возрастов, если они проявляют одни и те же интересы. Таким образом, внутри группы никто ни с кем не конфликтует, потому что все дети объединены общими интересами. Может показаться, что в таком случае старшие будут всегда иметь преимущества перед младшими, но на самом деле нередко дела обстоят как раз наоборот. Здесь все друг другу помогают, потому что работают над одним проектом.

Не классы, а группы
Не классы, а группы

Не уроки, а проекты

В этой статье уже несколько раз проскальзывало слово «проект», и вы наверняка представили себе, что это может быть, исходя из своего жизненного опыта. Так вот вы не правы. Проекты Lumiar не имеют ничего общего с тем, что вы или ваши дети делали в школе и университете. Это не простая задача, которую ставит перед учениками учитель и требует выполнить ее в конкретный срок. В этой бразильской школе нет учителей, поэтому и задачи ставить некому. Откуда они тогда появляются? Их придумывают сами дети, исходя из того, что им самим нравится. Один такой проект может длиться несколько месяцев. Вот примеры, чтобы вы могли понять, чем занимаются дети:

  • Дзен-кухня (Zen Kitchen)

Вы наверняка знаете, как многие дети тянутся помогать маме на кухне и пытаются приготовить что-нибудь самостоятельно. Бразильские ребята не стали исключением. Некоторые ученики Lumiar решили, что хотят заниматься приготовлением еды, ведь это очень полезный навык, который может помочь им найти себя, не говоря уже о том, что очень пригодится в реальной жизни. В процессе выполнения проекта дети узнают много нового не только о готовке, но и об особенностях продуктов, их составе, производстве, наличии полезных и вредных веществ и т.д.

Не уроки, а проекты
Не уроки, а проекты
  • МолекуЛав (Moleculove)

Это один из самых необычных проектов, которые проводили ученики Lumiar. Они решили, что хотят постигать химию, но необычным способом, а изучая процессы, которые протекают в человеческом организме во время влюбленности или хотя бы симпатии. Дети действительно сильно углубились в тему и в конце проекта устроили целое представление, сочетающее в себе химию и искусство. Они сыграли роли различных гормонов, выступающих перед зрителями и рассказывающих о себе и своем назначении. Причем делали это максимально по-разному. Адреналин, например, читал рэп, а дофамин и вовсе стал главным героем интерактивной игры. А самое главное в этом то, что никто не распределял между ними роли, не говорил, что именно им нужно делать. Всю эту инсталляцию дети придумали и поставили самостоятельно с небольшой помощью своего мастера.

  • Маленькие рокеры (Little Rockers)

Другие учащиеся Lumiar решили углубиться в искусство еще больше. Они выбрали проект о культуре различных государств и даже времен и решили рассказать его с помощью рок-н-ролла. Они практически самостоятельно организовали целый концерт, для которого научились хотя бы минимально играть на разных музыкальных инструментах. Помимо культуры и навыков игры на инструментах, дети узнали, как организовываются концерты, проходят репетиции, распределяются партии и прочее. Даже песни они пели на английском, который им пришлось начать тщательно изучать. В итоге один проект о культуре вырос в масштабное, интересное и очень полезное занятие, в ходе которого дети за пару месяцев узнали уйму всего нового и опробовали знания на практике.

Не директор, а самоуправление

В школе Lumiar нет никакого руководства, которое отвечало бы за ее работоспособность и раздавало бы указания. Управление учебным процессом ложится на плечи не только мастеров и тьюторов, но и учеников и их родителей. Раз в неделю все они собираются вместе, чтобы обсудить результаты детей за прошедшие семь дней и придумать планы на будущее. Здесь же дети сами придумывают себе правила поведения. И это не просто какая-то игра, а образ жизни, которому они соответствуют. Например, однажды был случай, когда ученики решили, что могут бить друг друга по голове и не получать за это никакого наказания. Естественно, им разрешили оставить это правило, ведь в школе действует самоуправление, и, если учащиеся хотят создать такое правило, они могут это сделать. И как вы думаете, что случилось потом? Уже спустя пару дней дети сами поняли, что это была очень плохая идея, и отменили свое решение.

Не директор, а самоуправление
Не директор, а самоуправление

Не вызовы к доске, а предоставление возможностей

Номинально в школе Lumiar есть парты, ведь детям все-таки нужны комфортные рабочие места. Но при этом никто не заставляет их сидеть за ними. Здесь вообще нет никаких запретных мест, куда ученикам нельзя ходить или где нельзя сидеть. В школе действует полная свобода действий. Если ребенку нужно воспользоваться компьютером, он не должен спрашивать разрешения у взрослых. Если он хочет взять книгу из библиотеки, он просто идет и берет ее, а потом возвращает на место. И ведь действительно возвращает! То же самое и с выбором места для размещения. Дети могут сидеть за партами, но никто не запрещает им усесться прямо на полу или на траве. А если им нужны дополнительные удобства, они сами себе могут их организовать. Например, дети самостоятельно занимались строительством беседок, не без помощи взрослых, конечно же. Также они высаживали различные растения, чтобы облагородить территорию. Школа настолько интерактивна, что в ней даже двигаются некоторые стены, чтобы дети могли выбрать комфортный для себя размер помещения.

Не вызовы к доске, а предоставление возможностей
Не вызовы к доске, а предоставление возможностей

Не экзамены, а комплексная система оценивания

Естественно, никаких контрольных и экзаменов в Lumiar нет и быть не может. Как вы уже могли догадаться, дети самостоятельно оценивают, насколько хорошо они поработали. И делают они это каждые несколько часов, чтобы отслеживать прогресс в реальном времени. Мастера, конечно же, следят за тем, чтобы каждый ребенок одинаково хорошо усвоил новые знания и навыки. А тьюторы потом еще раз спросят его, чему он научился и помогут заполнить некоторые пробелы, если они есть. Каждый ученик здесь имеет не дневник, а портфолио, где описываются все знания и навыки, которые он приобрел в процессе обучения. Lumiar получила статус официальной школы, поэтому итоговые работы в конце обучения детям нужно написать. Но главное ее отличие от привычных нам учебных заведений заключается в том, что детей готовят не написать итоговую работу на отлично, а применять полученные знания в реальной жизни. Таким образом, дети учатся не ради оценок в школьном журнале, а ради того, чтобы прийти домой и сразу же применить полученные знания на практике, чтобы понять, что эта информация и навыки им действительно нужны и еще не раз пригодятся. Они учатся не ради цифр, а ради своего будущего. Они заинтересованы в своем обучении, им это нравится, поэтому итоговые работы в абсолютном большинстве случаев сдаются на отлично.

Не экзамены, а комплексная система оценивания
Не экзамены, а комплексная система оценивания

Не домашнее задание, а свобода выбора

Нет учителей, нет и домашки. В таком случае, как ребенок закрепит полученные знания? Вы уже знаете ответ на этот вопрос: как захочет. Вместо нагрузки в виде тонны домашних задний, в Lumiar ребенок может сам выбирать, как именно ему изучать тему, исследуемую в его проекте. Ему вполне может хватить материала, который он узнал в школе вместе с мастером, и никто не заставит его еще раз повторять это дома. Но, если тема ему интересна (что скорее всего так, потому что он сам ее выбрал), он может самостоятельно почитать любой материал по ней дома. Таким образом, дети учатся правильно искать и изучать нужную информацию в интернете. Некоторые даже проводят там социальные опросы, чтобы лучше понять тему или узнать, что о ней думают другие люди. Lumiar не заставляет вас что-либо делать, а говорит, что вы можете делать что угодно. И когда у детей нет «обязаловки», они учатся гораздо охотнее, потому что сами выбирают, что и как изучать.

Не домашнее задание, а свобода выбора
Не домашнее задание, а свобода выбора

Семлер даже заказал для своей школы разработку полноценной цифровой платформы, которая получила название Digital Mosaic. Она помогает мастерам и тьторам следить за тем, насколько хорошо каждый ученик изучает материал, и помогать отстающим. Также они видят, что конкретный ученик собирается изучать в этом году, и думают, как именно помочь ему в обучении. Родители также могут наблюдать за обучающим процессом и участвовать в нем, помогая своему ребенку дома.

Пусть с первого взгляда Lumiar совсем непохожа на школу, она действительно является таковой и признана официально. Произошло это благодаря тому, что данное образовательное учреждение полностью доказало свою эффективность. После него любой ребенок адаптируется к старшей школе намного проще и быстрее. Lumiar помогает своим ученикам найти себя и раскрыть свои таланты в конкретной области, в которой они действительно хотят развиваться. При этом, такая методика обучения не противоречит нормам и стандартам образования в Бразилии (а теперь и в Великобритании), установленным на государственном уровне. Наоборот, она полностью им соответствует, потому что выпускники Lumiar готовы к сдаче любого государственного экзамена. И, что самое интересное, в среднем они набирают более 90 баллов из 100 возможных. Эти показатели намного превышают результаты простых школ.

Школа Lumiar
Школа Lumiar

Если вы когда-нибудь задумывались, существует ли школа жизни на самом деле, то вот она. Здесь детей готовят к реальным трудностям, которые могут повстречаться на их жизненном пути. Здесь изучаются вопросы, которые игнорируются обычными школами, вследствие чего дети элементарно оказываются неприспособленными к самостоятельной жизни. С учениками Lumiar такого не случается.

Некоторым может показаться, что, изучая конкретные направления, дети не получают базовых знаний, которые тоже нужны в реальной жизни. Но на самом деле это не так. В проекте изучается не только основная тема, но и множество других, которые необходимы ребенку на пути к цели. К тому же проекты меняются, становятся сложнее и комплекснее, платформа позволяет отслеживать результаты и поработать над собой при необходимости. Методика этой школы уже признана на официальном уровне в Бразилии и Великобритании, а также названа одной из самых инновационных в мире.