Десять важнейших проектов Оскара Нимейера в Бразилии
Один из величайших архитекторов и самых известных долгожителей Оскар Нимейер построил огромное количество невероятно красивых и необычных объектов. Он не просто наблюдал за сменой разных архитектурных стилей, а лично задавал новые «тренды». Его знают как автора множества изысканных зданий по всему миру, но самое большое его достижение заключается в постройке целого города – столицы своей родной страны.
Вот десять важнейших проектов Оскара Нимейера в Бразилии.
Комплекс в Пампулье, Белу-Оризонти, 1945
Данный комплекс состоит из нескольких объектов, включающих церковь, казино, танцевальный зал и полноценный яхт-клуб. Уже в то время Нимейер был достаточно уважаемым человеком, поэтому Жуселину Кубичек, будущий президент Бразилии, обратился именно к нему. Особенно сильно выделяется церковь, которая не похожа ни на одно другое религиозное здание из всех, что вы видели до этого. Она представляет собой четыре незаконченные арки, создающие необычное округлое здание, подходящее бразильскому темпераменту.
Именно в комплексе Пампулье, а конкретно в арочной церкви Франциска Ассизского, начал прослеживаться фирменный стиль Нимейера, состоящий из смешения разных стилей. Даже ландшафтный дизайн здесь является одним целым с архитектурой. Мраморные дорожки на улице будто проходят сквозь панорамные стекла церкви и продолжаются уже внутри здания.
Многоквартирный дом «Копан», Сан-Паулу, 1951
Еще одно здание с округлыми краями в форме буквы «S» было спроектировано Нимейером в Сан-Паулу. Оно отлично разбавляет угловую архитектуру города, делая ее более интересной и живой.
Так как это многоквартирный дом, он должен быть не только красивым, но и практичным, и удобным. Поэтому на фасаде, выходящем на северную сторону, установлены бетонные плиты, защищающие от солнца, а на южном фасаде присутствует объемное остекление, из которого выделяются лифт и лестницы.
Здание располагается на огромных опорах, под которыми расположены торговые объекты и постоянно проходят толпы людей. Все это еще больше прибавляет ему практичности и даже позволяет окупать свое содержание с помощью аренды.
Резиденция президента Бразилии, Бразилиа, 1958
Ни для кого не секрет, что Нимейер спроектировал все правительственные здания в столице Бразилии. Одной из первых работ в новом городе была резиденция президента, также известная как дворец Алворада. Если здание напоминает вам древнегреческие строения, то это неспроста. Архитектурный стиль греческого периптера действительно лежит в основе этого дворца. А его изысканные колонны до сих пор ассоциируются с Бразилиа не только у туристов, но и многих людей по всей планете.
Дворец Национального конгресса, Бразилиа, 1960
Впечатленный работой с Нимейером в прошлом, тогда уже действующий президент Бразилии Кубичек был убежден, что именно этот человек должен построить город, который призван стать новой столицей страны. Помимо президентской резиденции, еще одним важнейшим проектом стал Дворец Национального конгресса. Это величественное строение сочетает в себе простые, но изящные геометрические формы. В изысканном внешнем виде этого дворца заслуга не только архитектора, но и строителей. Гигантский купол и чаша выжали максимум из строительных технологий конца пятидесятых годов.
Здание Министерства иностранных дел, Бразилиа, 1966
Здание бразильского МИДа – также один из главных объектов в Бразилиа. Оно носит название дворец «Итамарати» и имеет сразу две крыши, одна из которых лежит на гигантских арках по периметру. Таким образом создается приятная затемненная зона на первой крыше, где расположился тропический сад.
Кафедральный собор, Бразилиа, 1960–1970
Кафедральный собор в Бразилиа является одним из самых известных зданий не только в стране, но и по всему миру. Он является фактически символом всей Бразилии. Изогнутые ребра символизируют руки, поднятые к небу в молитве. Также они создают купол, наполненный витражами – главной проблемой собора. Из-за того, что в здании преобладают стекла, воздух в нем постоянно слишком горячий.
Смотря на это здание со всех сторон, вы можете не заметить входа. И это нормально, потому что там его нет. Попасть в собор можно только по подземному переходу, который отделан черным камнем. Это сделано не просто так, а, чтобы не нарушать целостность строения и усилить впечатление от выхода из темного перехода в залитый светом зал по ярко-белой лестнице.
Самбодром, Рио-де-Жанейро, 1984
Площадку для главного события в Бразилии, ежегодного карнавала, создал тоже Оскар Нимейер. На самбодроме одновременно могут находиться до 130 000 зрителей, а под зрительскими трибунами расположены специальные помещения для занятий самбой, где помещаются еще 15 000 человек. Несмотря на сложнейшую с инженерной точки зрения конструкцию, самбодром построили менее чем за четыре месяца.
Музей современного искусства, Нитерой, 1991
Бразильцы прозвали это строение летающей тарелкой, и между ними действительно есть сходство. Музей современного искусства в Бразилии повторяет одноименный музей в столице Венесуэлы, Каракасе, также спроектированный Нимейером. Прибавляет эффектности и расположение здания на высокой скале, отчего его хорошо видно со всех сторон.
Музей Оскара Нимейера, Куритиба, 2002
Кто как не сам Нимейер мог спроектировать музей имени себя. Немногие знают, что «глаз», узнаваемый во всем мире на самом деле появился гораздо позже основного здания. Он является лишь пристройкой, отдельным павильоном, добавленным спустя много лет после строительства. Сам архитектор говорил, что подобная трансформация здания на удивление не доставила хлопот.
Музей Оскара Нимейера был переделан не просто так. «Глаз» позволил экскурсиям стать практичнее и даже дешевле путем полной реорганизации выставок и экспонатов.
Концертный павильон Аудиториу Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2004
Данный парк не раз входил в список лучших парков в мире, поэтому неудивительно, что над его благоустройством поработал один из величайших архитекторов Бразилии. Он начал проектировать объекты в нем еще в пятидесятых годах 20-го века, но самым известным на данный момент является концертный павильон, выполненный в виде треугольной пирамиды с весьма необычным входом.