Поцелуй Эктора Бабенко – история одного из лучших режиссеров Бразилии

Поцелуй Эктора Бабенко – история одного из лучших режиссеров Бразилии

Многие из нас любят кино. Одни предпочитают американские боевики, а другие – отечественные мелодрамы. Но почти все одинаково лояльны к бразильскому кинематографу. У него есть свой особый шарм, заставляющий людей прилипать к экранам и не отрываться вплоть до финальных титров или смотреть тысячу серий на одном дыхании. В этой статье мы расскажем об одном из тех, кто творит эту магию бразильского кино, о самом известном режиссере Бразилии, который не просто любил кино, а жил им, занимаясь этим более сорока лет жизни.

Начало пути Эктора Бабенко

Эктор Бабенко – не коренной, а натурализованный бразилец. Он родился в Аргентине в 1946 году в семье еврейских эмигрантов, польки Янки и украинца Хайме Бабенко. До 17 лет его семья проживала в Аргентине, затем на два года перебралась в Италию, пока в конечном итоге не переехала в Бразилию, где Эктор начал работать продавцом надгробных плит.

С малых лет Бабенко любил кино и дебютировал в индустрии в качестве второго режиссера и сосценариста в документальном фильме о бразильском гонщике Эмерсона Фиттипальди, который снимал Роберту Фариас. Фильм получил название «Прославленный Фиттипальди» и вышел на экраны в 1973 году.

Его первый собственный фильм назывался «Король ночи». Он повествовал о драме одного бразильца, который вынужден был расстаться с девушкой, так как ей нужно было уехать в другую страну для лечения сердечной болезни. Главный герой Тертулиану Тезинью в исполнении актера Паулу Жозе, опустошенный и практически лишившийся тяги к жизни, находит умиротворение в обществе бразильской богемы. Он живет в Сан-Паулу с местной певицей Пупи, которая на самом деле была проституткой по прозвищу Королева ночи. Однако новые знакомства мотивируют Тертулиану вернуться к обычной и тихой жизни. Он даже женится на одной из дочерей подруги своей матери, которую его семья, естественно, одобряет больше. Но вскоре герой понимает, что спокойной жизни ему не видать из-за постоянных ревностных ссор с новой супругой.

"Король ночи" - первый собственный фильм Эктора Бабенко
"Король ночи" - первый собственный фильм Эктора Бабенко

За исполнение главной роли Жозе получил премию «Кандаго» за лучшую мужскую роль на престижном бразильском фестивале кино.

Криминальные фильмы Бабенко

Следующие две ленты режиссера были посвящены теме криминала, актуальной для южноамериканского региона, особенно в конце семидесятых годов.

Первая картина называлась «Лусиу Флавиу, агонизирующий пассажир». Она была посвящена противостоянию криминальной группировки известного своими дерзкими ограблениями бразильского преступника Флавиу и полицейской организации особого назначения под названием «Эскадрилья смерти». После очередного ограбления банка в пригороде Рио доктор Бешара начинает операцию по поимке банды и даже успешно проводит ее, поймав самого Лусиу. Преступника задерживают, но у полицейских все еще нет против него улик. Более того, ему помогает выйти на свободу один из сотрудников по фамилии Моретти, связь Лусиу с которым тоже не удается доказать. После этого грабитель провернул свое последнее, как ему казалось, дело и отправился в Белу-Оризонти со своей возлюбленной Дженис, чтобы начать новую жизнь. Но, как это обычно бывает, просто так покончить с криминалом нельзя.

Критики приняли картину Бабенко довольно прохладно, но обычные зрители оказались в восторге. Фильм даже номинировали на звание лучшего на международном кинофестивале в Сан-Паулу, а на фестивале в Грамадо он взял сразу четыре награды: лучшие мужские роли первого и второго плана, лучшая операторская работа и монтаж.

"Лусиу Флавиу, агонизирующий пассажир" - фильм Эктора Бабенко
"Лусиу Флавиу, агонизирующий пассажир" - фильм Эктора Бабенко

Следующим криминальным фильмом Эктора Бабенко стал «Пишоте: закон самого слабого», вышедший в 1981 году. Смотревшие бразильскую криминальную драму 2002 года «Город Бога» уже будут знать, чего ожидать от этой картины. Обе ленты повествуют о детской преступности, но, если в начале нового столетия это была не новая тема, то в восьмидесятых о ней мало кто говорил. В то время фильм Бабенко будто бы открыл глаза общественности на суровую правду жизни.

Картина рассказывает о десятилетнем сироте по имени Пишоте, который из-за тягот жизни встал на скользкую криминальную дорожку уже в столь юном возрасте. За свои деяния он попадает в трудовую колонию, жизнь в которой больше похожа на бессмысленное и тяжелое существование. Надзиратели относятся к детям как к отребью, а сами беспризорники проявляют еще большую жестокость по отношению к более слабым из них. Пишоте удается сбежать из своего заключения, но мир за этими стенами оказался еще хуже. Он, как и многие дети, нуждается в матери и пытается найти ее чуть ли не в каждой встречной женщине. Однако, оказавшись никому не нужным, находит утешение в наркотиках и снова возвращается в криминальный мир. Взяв в руки оружие, ребенок окончательно становится взрослым, причем далеко не лучшим.

Кинокритик из «Нью-Йорк Таймс» Винсент Кэнби в своей рецензии сказал, что этот фильм не для «слабых желудков», так как не каждый может проглотить все его детали. Герой Бабенко несколько раз опускается на дно, и каждый раз понимает, что падать придется еще ниже, чем он предполагал. Фильм показывает сплошную безнадежность и даже не намекает на то, что все может измениться в конце.

"Пишоте: закон самого слабого" - криминальный фильм Эктора Бабенко
"Пишоте: закон самого слабого" - криминальный фильм Эктора Бабенко

«Пишоте» стал первым фильмом Бабенко, широко признанным даже за рубежом. Его номинировали на «Золотой глобус» как лучший иностранный, а затем Бабенко получил за него «Серебряного леопарда». В 2015 году картину включили в топ-100 лучших бразильских фильмов в истории. Но есть в этом и печальные моменты. Молодой актер Фернанду Рамос да Силва, сыгравший главную роль, пытался продолжить карьеру, но так и не смог добиться успеха. Поэтому он, как и его герой, вернулся к криминалу. В 1987 году Фернанду был убит полицейскими при задержании.

Как фильм Эктора Бабенко получил «Оскар»

Самый известный фильм Бабенко – «Поцелуй женщины-паука». Эта картина ассоциируется с именем режиссера по сей день. Она заработала и «Золотой глобус», и даже «Оскар». Сценарий основан на одноименном романе известного аргентинского писателя Эммунаэля Пуига, вышедший в период становления в стране военной диктатуры.

«Поцелуй» также известен тем, что стал первым фильмом Бабенко, созданным им в партнерстве с американскими киноделами. Он рассказывает о тюремном быте двух заключенных. Один из них –Луис Молина, открытый гей, оказавшийся в заключении за аморальное поведение. Другой – Валентин Аррегуи, политзаключенный, что было особенно актуально для южноамериканской страны того времени. Молина предстает в образе меланхоличного мечтателя, который придумывает сюжеты фильмов, наполненные интригой и романтикой. Валентин совершенно иной – он более серьезный, прагматичный и не отступает от своих взглядов даже в тюрьме. Однако совместное существование заставляет мужчин взглянуть друг на друга по-новому и даже проникнуться уважением. Фильм транслировался даже в американских кинотеатрах, где собрал более 17 млн долларов с бюджетом менее одного.

"Поцелуй женщины-паука" - самый известный фильм Эктора Бабенко
"Поцелуй женщины-паука" - самый известный фильм Эктора Бабенко

В титрах был указан актер из США Берт Ланкастер, которому режиссер выразил особую благодарность, хоть в самом фильме он и не принимал участия. Ланкастер сам был заинтересован исполнить роль Молины, но после сердечного приступа был вынужден отказаться. На роль Валентина был утвержден пуэрториканский актер Рауль Хулиа, которого многие из вас наверняка знают по роли Гомеса Аддамса в фильмах о семейке Аддамс из девяностых. Он же предложил взять на роль Молины в то время малоизвестного американского актера Уильяма Хёрта. Эта работа стала для Хёрта фактически билетом в мир большого кино, принеся ему заслуженный «Оскар» и приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. В наше время Хёрт больше всего известен исполнением роли генерала Росса в фильмах киновселенной Марвел. Его последним фильмом стал «Русалка и дочь короля», вышедший незадолго до смерти актера в 2022 году.

Американские фильмы Бабенко

В 1987 году вышел первый полностью американский фильм Эктора Бабенко под названием «Чертополох». Главные роли в нем сыграли голливудские звезды Джек Николсон и Мерил Стрип. Фильм повествует о паре алкоголиков, Фрэнсисе Фелане и Хелен Арчер. Стараясь отвлечься от серой и жестокой реальности, они утопают в алкоголе, фантазиях и воспоминаниях о своих прошлых жизнях. Фрэнсис пережил смерть сына, а Хелен в прошлом была известной певицей и пианисткой, сегодня оказавшейся на обочине индустрии, из-за чего впала в глубокую депрессию. После того, как Хелен заболевает, перед Френсисом встает необходимость найти работу и начать новую жизнь, чтобы заботиться о ней. Оба актера на главных ролях были выдвинуты на «Оскар».

Вторым фильмом Бабенко, снятым в партнерстве с американцами, был «Игра в полях господних». Это были три часа чистейшего визуального удовольствия, демонстрирующего красоты амазонских джунглей. История рассказывает о супругах-миссионерах Куарье, Мартине и Хейзел. Они вместе со своим младшим сыном приезжают в Бразилию и отправляются прямиком в джунгли, чтобы обратить местные племена в свою веру. Между белыми и индейцами даже устанавливается дружеский контакт, но тут в дело вмешивается летчик Льюис Мун, выходец из американского индейского племени, который яро сражается за неприкосновенность и священность индейского образа жизни.

Мэрил Стрип и Эктор Бабенко на съемках фильма "Чертополох"
Мэрил Стрип и Эктор Бабенко на съемках фильма "Чертополох"

Картина признана одной из лучших в фильмографии Бабенко. Она запомнилась зрителям не только впечатляющей актерской игрой, но и атмосферным музыкальным сопровождением, высококачественной постановкой сцен и множеством библейских отсылок.

Самый успешный фильм Бабенко

Многие ленты Эктора любимы зрителями до сих пор, но самой успешной из них как в плане критики, так и сборов является «Карандиру» 2003 года. В этом фильме Бабенко снова обратился к теме криминала, решив экранизировать книгу доктора Драузио Вареллы «Станция Карандиру». В ней врач повествует о своем первом опыте по профилактике СПИДа в бразильской тюрьме. Доктор также в течение 15 лет был онкологом самого Бабенко, помогая ему справиться с раком.

Фильм показывает быт заключенных до и во время трагических событий 1992 года, когда полицией были убиты 111 арестантов. Зверские условия содержания, антисанитария, надзиратели с садистскими наклонностями и абсолютное уничтожение человека как личности. Бабенко наглядно передал атмосферу «исправительного» учреждения, в котором, несмотря на адские условия, герои могут найти в себе силы любить.

"Карандиру" - самый успешный фильм Эктора Бабенко
"Карандиру" - самый успешный фильм Эктора Бабенко

В фильме «Карандиру» снялись как опытные известные, так и молодые бразильские актеры, которые отлично справились со своей работой. Особенно сильно зрителям запомнился самый известный бразилец в Голливуде Родриго Санторо. Молодые зрители наверняка знают его по сериалу «Мир дикого запада» и роли Иисуса Христа в сериале Бен-Гур. Старшее поколение, возможно, помнит его по роли персидского царя Ксеркса в двух фильмах серии «300 спартанцев».

«Карандиру» не остался без внимания премий, получив множество номинаций на различных международных фестивалях. Также в 2015 году его внесли в список ста лучших бразильских фильмов в истории. Таким образом, в этом национальном перечне оказались уже два фильма Эктора Бабенко.

Последний фильм Бабенко

Картина «Мой индийский друг» начинается со слов режиссера о том, что это реальная история, произошедшая с ним. Фильм повествует о молодом режиссере по имени Диего, который узнает свой страшный диагноз – лимфатический рак. Именно этим страдал и сам Бабенко, с чем ему помогал бороться доктор Варелла. Аналогично Эктору, герой фильма решается на экспериментальную операцию по трансплантации костного мозга, которую могут сделать только в США. Он прощается с родными и уезжает в чужую для себя страну, где его буйный нрав сразу настораживает окружающих. Заручившись помощью своего индийского друга, Диего окунается в довольно суровый мир, наполненный как приключениями, так и страданиями. А справиться с тяжкой реальностью друзьям помогает кино.

Эктор Бабенко и актерский состав фильма "Мой индийский друг"
Эктор Бабенко и актерский состав фильма "Мой индийский друг"

В Бразилии последний фильм Бабенко приняли довольно холодно. Несмотря на обилие бразильских звезд в кадре, снята картина была на английском, а главная роль досталась культовому американскому Уиллему Дефо, который по сути сыграл самого Бабенко. Одну из ключевых ролей сыграла и жена Эктора – актриса Барбара Пас, которую раскритиковали за танец обнаженной под дождем. Несмотря на историю, совпадающую с жизнью Бабенко, сам режиссер говорил, что это не автобиографический фильм, а фантазии, вызванные его воспоминаниями о болезни.

Эктор Бабенко работал в киноиндустрии более сорока лет, за которые снял 13 разных и по-своему захватывающих фильмов, навсегда оставшись в истории мирового кинематографа. Сейчас уже неважно, как приняли его последний фильм критики. Удачный он на самом деле или нет, решите сами, когда посмотрите лично. Но это уже не имеет никакого значения, ведь Бабенко ставил перед собой лишь одну цель – поделиться со зрителями историей, основанной на его жизни и дополненной его фантазиями. И это у него точно получилось.