Женщины в истории Бразилии: часть 1

Женщины в истории Бразилии: часть 1

Наверное, в истории каждой страны есть особые страницы, написанные женщинами. И Бразилия не стала исключением. Женщины разных рас, происхождений и убеждений внесли огромный вклад в развитие бразильского общества. Они не раз бросали вызов сложившимся устоям и всем вокруг, вели неравную борьбу с обычаями, предрассудками и стереотипами, чтобы доказать свою силу и построить новый мир, в котором никто не будет чувствовать себя угнетенным. С этими необычайно сильными духом людьми вы познакомитесь в цикле наших статей «Женщины в истории Бразилии».

  1. Парагуасу или Катарина Бразильская (1495-1583) – первая бразильская семья

Парагуасу или, по некоторой информации, Гуаибимпара была коренной жительницей территории современной Бразилии. Позже в ее честь даже назвали муниципалитет в штате Минас-Жерайс на востоке страны.

Девушка являлась дочерью вождя племени Тупи по имени Тапарик. Племя проживало в Южной Америке задолго до того, как туда пришли европейские колонизаторы. Один из них сыграл ключевую роль в жизни Парагуасу. Один из самых известных португальских исследователей Диого Алварес Коррейа, в попытках колонизировать регион Баийя, столкнулся с недовольством местного населения, которое попыталось убить чужака. От смерти его спасла дочь вождя племени, между ними закрутился роман, и Парагуасу даже отправилась со своим возлюбленным в Европу, где приняла христианство и новое имя – Катарина Бразильская. Таким образом появилась первая официально зарегистрированная бразильская семья. У пары родились четверо дочерей, которые вышли замуж за португальских колонизаторов из числа аристократов. Они стали первыми гражданками Бразилии, рожденными в союзе португальца и индианки, который официально признала католическая церковь, так как их мать прошла обряд крещения и приняла христианство.

Парагуасу или Катарина Бразильская
Парагуасу или Катарина Бразильская

Катарина и ее муж стали одними из основателей города Сальвадор-де-Баийя в Бразилии, а также способствовали распространению христианства. Девушка, используя свой новый аристократический статус, активно помогала строить и спонсировала первые церкви и монастыри в стране.

  1. Ана Пиментель (1500?-?) – первая правительница колонии

Ана Пиментель была из семьи испанских аристократов. Она познакомилась со своим будущим мужем мореплавателем Мартином Афонсу де Соуза, когда тот сопровождал королеву Элеонору Австрийскую в Кастилию. В дальнейшем де Соуза стал одним из первых колонизаторов Бразилии. Первые колонии располагались в основном у берегов Атлантического океана, не уходя вглубь материка. Португальцы еще не знали, что ждет их дальше, а на береговой линии нужно было оставить поселения, которые будут охранять территорию от колонизаторов из других стран.

Прожив четыре года в Бразилии, муж Аны был отправлен короной в Индию, а сама она осталась в Португалии, в Лиссабоне, где управляла всеми делами своего супруга. В число ее обязанностей входило и управление самой колонией. Встав у руля, Ана решила начать развитие и облагораживание новой территории. Именно она решила начать выращивание сахарного тростника на плантациях в Кубатао и разведение крупного рогатого скота в Сан-Висенти. Ана отличалась большим умом и хорошим чутьем. Она не побоялась даже пойти наперекор своему мужу, отменив его приказ не продвигаться вглубь континента. Ее решение начать освоение долины Пиратининга оказалось крайне успешным, так как регион оказался плодородным и богатым на ресурсы. Впоследствии он стал самым богатым штатом Бразилии – Сан-Паулу – и остается таковым по сей день.

Ана Пиментель
Ана Пиментель

История полна случаев, когда великие женщины оставались в тени своих мужей, хотя на самом деле их заслуги были ничуть не меньше. То же самое случилось и с Аной. Мартин Афонсу де Соуза вошел в историю как знаменитый мореплаватель, выдающийся военачальник и губернатор Португальской Индии. В то время как Ана Пиментель по большей части известна лишь как его жена.

  1. Шика да Силва (1732-1796) – одна из первых освобожденных рабынь

Имя Шика – уменьшенное от Франсиска. Девушка родилась в семье рабыни и португальского солдата, которые жили в штате Минас-Жерайс – регионе, с самым большим количеством чернокожего населения. Долгое время Шика была рабыней и успела послужить четырем хозяевам (от одного из которых даже родила сына), пока ее не выкупил Жоао Фернандес – один из самых богатых людей в Бразилии.

В то время союз чернокожей рабыни и португальского аристократа считался не просто неправильным, а по-настоящему скандальным. Но Фернандеса это не волновало. Он влюбился в Шику и освободил ее, открыто сделав своей женой. У пары родились 13 детей, и все они были свободными гражданами колонии с рождения, так как отец официально признал каждого. В восемнадцатом веке это было очень большой редкостью, если и вовсе не уникальным случаем.

Шика да Силва
Шика да Силва

Шика старалась полностью отречься от своего происхождения и соответствовать статусу важной персоны. Она ходила в шикарных дорогих нарядах, а интерьер ее дома блистал роскошью. Фамилию да Силва девушка взяла себе сама, просто потому, что она была самой популярной среди португальских переселенцев. Скандальная репутация Шики и особенности ее происхождения, в том числе и цвет кожи, не позволяли ей посещать церковные собрания. Однако в светской среде ей позволялось находиться в обществе как темнокожих, так и белых людей, благодаря большому влиянию ее мужа.

Однажды, когда Шику не пустили в очередную церковь на приход для белых, она решила ответить на это весьма запоминающимся образом – построить собственную церковь. Когда Фернандес был вынужден вернуться в Португалию, он взял с собой всех своих сыновей, а Шику оставил управлять всем своим бразильским состоянием и устраивать судьбу дочерей. Девушка успешно справилась и с управлением, и с выдачей дочерей замуж. Некоторых она даже отправила в монастыри, несмотря на то, что церковь относилась к ней самой не очень хорошо.

Жизнь Франсиски да Силвы была богатой на различные интересные события, поэтому по ее мотивам было написано несколько книг, а также сняты фильмы и сериалы. Сериал о Шике 1996 года известен также тем, что стал первым произведением на бразильском телевидении (и в кино тоже), где главную роль сыграла чернокожая актриса.

  1. Мария Китерия (1792-1853) – первая женщина-солдат в армии Бразилии

Мария – уроженка Бразилии. Она родилась в семье землевладельцев, проживавших в регионе Баийя. В начале девятнадцатого века там проходили самые ожесточенные бои за бразильскую независимость от португальской короны. Император Бразилии Педру I заявил, что за свободу страны необходимо сражаться, поэтому призвал молодых парней отправляться на фронт в качестве добровольцев.

Взрослых мужчин в семье Марии не было, а ее отец уже не мог воевать. Тогда она решила отправиться на фронт лично, чтобы биться за независимость своей родины. Отец оказался против, но младшая сестра поддержала ее решение, отдав ей военную форму своего мужа. Так Мария попала в армию, представившись рядовым Медейросом. Девушка управлялась с оружием и сражалась наравне с мужчинами, проявляя в бою необычайную храбрость и смекалку. Спустя некоторое время ее обман, конечно, раскрыли, но за многочисленные заслуги позволили остаться в армии. Военачальники Марии, используя свое положение, вынудили ее отца дать свое официальное согласие на то, чтобы девушка могла продолжить службу. Это сделало ее первой женщиной-солдатом в бразильской армии.

Мария Китерия
Мария Китерия

Когда война была окончена, и Бразилия наконец обрела независимость, Мария оставила службу, уйдя в запас в звании лейтенанта. За свои военные успехи девушка была представлена к высшей государственной награде Бразилии – Орден Южного креста, который ей вручил лично император Педру I. Он же по ее просьбе подписал ее письмо отцу, в котором Мария просила у него прощения за то, что оставила семью и ушла на войну.

Оставив службу, Мария решила посвятить себя более обыденным для женщины вещам. Она вышла замуж за своего друга детства, от которого родила дочь. Позже ее именем был назван Дополнительный Офицерский штаб в Бразилии, а также одна из военных медалей. В 1996 году тогдашний президент Бразилии решил увековечить память Марии, объявив ее покровительницей бразильских сухопутных войск. С того времени ее портреты висят во всех казармах и других официальных учреждениях этого ведомства.

  1. Анита Гарибальди (1821-1849) – революционерка

Анита Гарибальди – дочь португальских переселенцев, родившаяся в провинции Санта-Катарина в Бразилии. Ее семья была небогатой, поэтому родители были вынуждены отдать ее замуж в возрасте 14 лет, чтобы обеспечить дочери лучшее будущее. Однако брак распался спустя три года. В то время началась новая война, в которой ее муж Мануэль Дуарте Агира вступил в армию Империи, тогда как Аниты и ее семья поддерживали противоборствующую сторону – республиканцев.

Во время войны девушка познакомилась со своим вторым мужем – знаменитым итальянским полководцем и революционером Джузеппе Гарибальди. В Италии его преследовали по политическим мотивам, поэтому он был вынужден бежать в Южную Америку. Здесь он принял участие в военных действиях за независимость республики Риу-Гранди от Бразильской Империи. Его военный опыт и знания мореплавательского дела очень помогли революционерам, которые в большинстве своем были простыми фермерами.

Анита Гарибальди
Анита Гарибальди

Бросив своего первого супруга, Анита присоединилась к повстанческому движению и отправилась во флот, чтобы участвовать в морских боях вместе со своим новым возлюбленным Джузеппе. Революция не увенчалась успехом, поэтому после войны пара была вынуждена переехать в Уругвай. Это было единственное государство, которое признавала республику Риу-Гранди и позволяло Аните официально развестись со своим первым мужем. Джузеппе начал работать преподавателем и попутно заниматься торговлей, но спустя некоторое время снова вернулся во флот, на этот раз уругвайский. В этой же стране организовался известный итальянский легион «краснорубашечников», в который входили соратники Гарибальди, также бежавшие из Италии.

Анита и Джузеппе, поженившись в Уругвае, переехали со своими детьми в Италии, где вновь вспыхнуло революционное движение, в котором Джузеппе хотел принять участие. В то время Анита забеременела и заболела малярией, но несмотря на свое состояние приняла твердое решение отправиться вместе с мужем. В итоге это привело к тому, что девушка скончалась на руках своего возлюбленного в возрасте 28 лет.

Останки Аниты Гарибальди были несколько раз перезахоронены, сначала по настоянию мужа, потому по политическим мотивам. Окончательное захоронение произошло в Риме спустя более 80 лет после ее смерти. Анита Гарибальди, как и ее муж, получила статус «героини двух миров», так как сражалась за свободу людей сразу на двух материках.

  1. Мария-Томасия Фигейра Лима (1826-1902) – борец за отмену рабства

Мария-Томасия родом из влиятельной бразильской семьи, но несмотря на это, она активно боролась за отмену рабства в стране. Эту идею привил ей второй муж, который был аболиционистом. В 1882 году она создала Аболиционистское общество женщин-освободительниц, которое активно добивалось отмены рабства в Бразилии.

В организации состояли 22 влиятельные женщины, которые отчаянно желали освободить рабов, принадлежащих их семьям. Девушки оказывали давление на правительство, чтобы побудить чиновников принять закон, отменяющий рабство. Когда Мария-Томасия заступила на пост президента своего общества, она освободила 83 раба в первый же рабочий день. Женщина наладила сотрудничество с другими аболиционистскими организациями не только в Бразилии, но и за ее пределами. Известный писатель Жозе ду Патросиниу, который являлся одним из главных борцов за освобождение рабов Бразилии, положительно отзывался о деятельности Марии-Томасии и ее общества, ставя их в пример.

Мария-Томасия Фигейра Лима
Мария-Томасия Фигейра Лима

Девушки собирали общественное слушание, печатались в газетах, контактировали с чиновниками, устраивали забастовки. Это привело к тому, что в провинции Сеара, где они и вели свою деятельность, впервые отменили рабство в 1884 году. В масштабах всей страны это событие произошло лишь спустя четыре года.

  1. Принцесса Изабел Браганса (1846-1921) – освободительница рабов

Дочь императора Бразилии Педру II стала наследницей престола в возрасте 14 лет, когда ее старшие братья погибли. Император хотел укрепить связи с Францией, выдав ее замуж за сына французского принца. Однако тот оказался в браке не заинтересован, поэтому принц предложил одного из своих племянников: Гастона и Людвига. При знакомстве принцесса сразу же влюбилась в Гастона, хоть тот изначально также отказывался от женитьбы. Но, как это обычно бывает, в итоге эти двое все же поженились и прожили вместе всю жизнь.

Изабел была весьма образованной девушкой, но политика ее мало интересовала. Правлению она предпочла тихую семейную жизнь, с мужем и детьми, походами в церковь, занятием благотворительностью и прочими типичными для аристократки делами. С Гастоном она несколько раз побывала в Европе, прибывая ко двору разных королей и королев. Однако император считал, что дочь должна готовиться управлять страной, поэтому три раза оставлял ее в качестве регента, пока сам отбывал в путешествия. Изабел хоть и старалась держаться подальше от политики, но все-таки прониклась идеями аболиционизма. Она часто встречалась с лидерами общественных движений за отмену рабства, выслушивала общественное мнение, читала различные статьи, печатавшиеся в местных газетах. При этом, на ее рабочем столе всегда лежала ветка камелии – символ аболиционистов. Также Изабел поддерживала идеи земельной реформы, и активно способствовала принятию нескольких законов, которые облегчали жизнь рабов в Бразилии.

Принцесса Изабел Браганса
Принцесса Изабел Браганса

Политическая деятельность принцессы в итоге привела к тому, что во время своего третьего регентства Изабел подписала один из самых важных указов в истории Бразилии – закон об отмене рабства, также называемый «Золотая Булла». Таким образом, триста лет рабства в Бразилии подошли к концу. Это случилось в 1888 году, и данное событие по сей день считается одним из сильнейших переломных моментов в жизни бразильского общества. После этих событий простые люди стали называть Изабел «Спасительницей рабов», а аристократы и прочие землевладельцы – своим злейшим врагом. Последние, естественно, оказались более могущественны, поэтому уже спустя полгода после принятия золотого закона случился государственный переворот, и императорская семья была изгнана из страны. Так в Бразилии установилась республиканская форма правления. Отбывая из страны, Изабел написала, что ни о чем не жалеет, и отмена рабства стоила потери власти.

Остаток своих дней бывшая принцесса провела во Франции со своей семьей. После ее смерти в 1921 году ее останки были перевезены в Бразилию, где их захоронили в соборе Петрополиса вместе с другими членами императорской семьи.

  1. Шикинья Гонзага (1847-1935) – композитор, пианистка, дирижер и активистка

Бабушка и дедушка Шикиньи по материнской линии (уменьшительное от Франсиска) были рабами. Ее отец служил на одной из высших должностей в армии, когда повстречал ее мать Розу. Дочь родилась вне брака, но несмотря на это он официально признал ее своей и женился на Розе. Благодаря отцу, позднее ставшего маршалом, Шикинья получила отличное образование. Она изучала грамоту, математику, религию, несколько иностранных языков и музыку. Таких обширных знаний в девятнадцатом веке не было у большей части женщин, даже из влиятельных родов. Больше всего Франсиска любила, конечно же, музыку. Уже в 11 лет девушка написала свою первую песню.

Занятия музыкой были прерваны в возрасте 16 лет, так как отец настоял, что она должна выйти замуж. Спустя шесть лет девушка бросила мужа, так как он плохо с ней обращался и препятствовал ее занятиям музыкой. Так Шикинья стала первой девушкой в католической Бразилии, которая официально добилась развода с мужем. Такой поступок, естественно, стал большим скандалом, поэтому родители не поддержали девушку.

Шикинья Гонзага в молодости
Шикинья Гонзага в молодости

Потеряв опеку над своими тремя детьми, Франсиска решила посвятить всю себя музыке. Чтобы иметь средства для существования, девушка давала уроки музыки, выступала на праздниках и играла на фортепиано в музыкальных магазинах. В своем творчестве она всегда стремилась придать уже известным мотивам новое бразильское звучание. Изначально «бразильские» версии вальса, польки и прочих произведений были холодно встречены публикой и даже подвержены насмешкам. Но позже именно благодаря им Шикинья стала популярной. Спустя некоторое время ее заметил известный португальский пианист Артур Наполеао душ Сантуш, который обучил девушку новым для нее техникам игры на фортепиано и помог устроиться на работу в оперный театр в качестве дирижера. Так Шикинья уже дважды стала «первой в Бразилии женщиной». На этот раз – первой женщиной-дирижером. Она также активно выступала в жанре шору, который сочетает в себе мотивы из Европы и Африки. Это привело к тому, что ее оценил и пригласил в свой ансамбль в качестве пианистки сам создатель этого жанра – Жоаким Антониу да Силва Каладу.

Некоторое время спустя репертуар композитора составлял более двух тысяч произведений собственного сочинения. Большая часть из них была написана для театральных музыкальных спектаклей. Среди ее самых известных сочинений выделяются полька Atraente и праздничный марш O Abre Alas. Последний стал гимном бразильских карнавалов, и исполняется на них ежегодно до сих пор.

Но Шикинья Гонзага известна не только своей музыкой. Она также была активной участницей аболиционистского движения: ходила на собрания, продавала свои партитуры и жертвовала деньги общественным организациям, выкупала музыкантов и давала им новую высокооплачиваемую работу. Также она активно боролась за соблюдение авторских прав, особенно после того, как во время путешествия по Европе увидела в музыкальном магазине ноты своих произведений, напечатанные без ее согласия.

Шикинья Гонзага
Шикинья Гонзага

В возрасте 52 лет Шикинья познакомилась с португальцем Жуао Баутисту Фернадесом Лаже, которому на тот момент было всего 16. Во избежание очередных скандалов, женщина представляла парня публике как своего сына. Жуао, взяв ее фамилию, был ее верным спутником и в работе, и в путешествиях, и даже в общественной деятельности. В итоге пара прожила вместе до самой смерти женщины в 1935 году.

В 1999 году историю жизни Франсиски экранизировал известный бразильский телеканал Globo. Сериал «Музыка ее души» (в оригинале назывался просто «Шикинья Гонзага») транслировали даже в России. Главную роль исполнили сразу две актрисы: одна из известнейших бразильских актрис Режина Дуарте и ее дочь Габриэла Дуарте, сыгравшая Гонзагу в молодости.

В 2012 году день рождения Франсиски, 17 октября, был объявлен «Днем бразильской поп-музыки».

  1. Нарсиса Амалия де Кампуш (1856-1924) – журналистка и поэтесса

Нарсиса выросла в образованной семье. Ее мать была учителем, а отец – поэтом и литератором. Благодаря этому девушка смогла получить гуманитарное образование и выучить несколько иностранных языков. В возрасте 14 лет Нарсиса вышла замуж за художника, который не ценил жену и любил «погулять». Такой брак, естественно, не мог просуществовать долго, поэтому через пару лет Нарсиса ушла от мужа и посвятила себя карьере.

Поначалу девушка работала переводчицей с французского, адаптируя в основном художественную литературу и научные статьи. В 1872 году она опубликовала свою первую и единственную книгу, в которой собрала стихи собственного сочинения. Книга под названием «Туманности» обрела большую популярность среди любителей художественной литературы. Известный писатель Жоау Песанья Повоа опубликовал лестный отзыв о творчестве Нарсисы в журнале «Реформа», в котором назвал ее «Принцессой букв».

Нарсиса Амалия де Кампуш
Нарсиса Амалия де Кампуш

Бывший муж поэтессы, затаивший на нее обиду за развод, начал распространять в обществе слухи о том, что свои стихи она якобы украла, и на самом деле их авторство принадлежит ее друзьям и любовникам. Естественно, нашлись люди, которые с радостью подхватили эти слухи и стали публично осуждать девушку. Писатель Мусио Тейшейра даже развернул против нее жесткую кампанию в прессе. Он пытался доказать, что, проанализировав ее стихи, пришел к выводу, что женщина не способна такое написать. После того, как Нарсиса снова неудачно вышла замуж, общество оскалилось на нее еще больше, вынудив уехать из родного муниципалитета Резенди.

Больше поэтесса не пыталась писать книги, но основала собственную газету для женщин «Газетинья». Но несмотря на то, что издание позиционировалось как женское (на первой странице даже было написано «предназначено для представительниц прекрасного пола»), в нем часто освещались и глобальные проблемы бразильского общества, такие как национальное самосознание и рабство. Таким образом Нарсиса стала первой в Бразилии журналисткой. До конца своих дней она жила в уединении, работая учителем в школе. Ее стихи со временем практически забыли, несмотря на то, что они входили в известные сборники поэзии как в Бразилии, так и в Португалии, еще при ее жизни. Лишь в 2017 году книга «Туманности» была переиздана благодаря фонду Национальной библиотеки Бразилии.

  1. Тарсила ду Амарал (1886-1973) – художница

Детство Тарсилы прошло в роскоши. Она выросла в богатой семье, владеющей кофейными плантациями в штате Сан-Паулу, а образование получала в Барселоне. Находясь в Испании, девушка поняла, что хочет заниматься живописью. Приехав обратно в Бразилию, она стала тренировать свои художественные навыки, а затем снова вернулась в Европу, где поступила в парижскую академию художеств Жюлиана. Впоследствии ее работы были показаны на общей выставке. Дружба с известной на тот момент художницей Анитой Малфатти позволила Тарсиле войти в общество деятелей искусств и стать одной из важнейших фигур бразильского модернизма. В одном из таких обществ девушка познакомилась со своим будущим мужем – поэтом Освалдом де Андраде. Вместе с мужем художница путешествовала по разным странам и изучала новые направления в изобразительном искусстве. Поэтому в ее работах того времени чувствуется влияние кубизма, сюрреализма, бразильских и европейских народных обычаев и многого другого. Вместе с мужем Тарсила создала новую философию «антропофагии» в искусстве. Она считала, что новая бразильская культура должна полностью поглотить старую, чтобы создать уникальный национальный характер.

Тарсила ду Амарал
Тарсила ду Амарал

В 1931 году художница посетила Советский Союз, где ее картины были выставлены в Музее нового западного искусства в Москве. Вернувшись на родину, девушка примкнула к революционному движению против диктатуры в Бразилии, за что была отправлена в тюрьму на месяц. После этого в ее работах все чаще стал появляться социальный подтекст.

Еще при жизни работы Тарсилы выставлялись не только в Бразилии, но даже в США, многих европейских странах и СССР. Несколько из ее работ хранятся в Эрмитаже по сей день. А ее произведение «Абапору» («Людоед») на данный момент считается самой дорогой картиной в истории бразильского искусства.